О посещении Музея железнодорожных войск Российской Федерации
28.12.2021
гп. Загорянский
В пятницу, 24 декабря, состоялась долгожданная экскурсия загорянцев в Музей железнодорожных войск РФ. Долгожданная – потому что, как оказалось, многие жители нашего посёлка в этом музее никогда не были. А ещё потому, что инициатива проведения экскурсии исходила от тех, кто прямо сейчас создаёт Музей братьев Кисель-Загорянских и дачной культуры. И желание ознакомиться с опытом музея, расположенного по соседству, выглядело вполне естественным.
Музей, основанный в 1976 году, находится на территории военной части, на юго-востоке посёлка. Располагается он в нарядном здании клуба, построенном в 1950-е годы. Сама экспозиция занимает верхние этажи здания. На нижнем уровне представлены железнодорожные войска как они есть, а выше - отражена их роль в истории Великой Отечественной войны. Обращает на себя внимание, что эта часть, ныне известная как Учебный центр железнодорожных войск, появилась здесь в разгар Великой Отечественной - в 1943 году. Таким образом, в биографии Загорянского, помимо 1942 года, фиксирующего открытие школы в северной части посёлка, закреплена ещё одна яркая «военная» дата!
Сейчас жизнь музея во многом держится на энтузиазме двух людей, которые и стали нашими экскурсоводами. Это ветераны железнодорожных войск Сергей Степанович Александров и Владимир Николаевич Петропавловский. Первый поведал нам об истории музея в целом; второй рассказал о роли железнодорожных войск в Великой Отечественной войне. Это войска, о которых, к сожалению, порой упоминается вскользь – без понимания их особой роли в нашей победе. Да, с ними меньше всего связаны слова-кличи «Ура!» и «Вперёд!». Скорее, наоборот - это наиболее «тихий» и, вроде бы, незаметный род войск, обеспечивающий возведение железнодорожных путей, насыпей, мостов, а когда это и требовалось – и сухопутных трасс. От железнодорожных войск напрямую зависели наши успехи в наступлении и освобождении занятых неприятелем городов. Героем Советского Союза стал Виктор Петрович Мирошниченко, погибший непосредственно во время уничтожения переправы, которая не должна была достаться врагу. Ещё 26 представителей этого рода войск были удостоены звания Героя Социалистического Труда. В экспозиции представлен китель с наградами одного из них – генерала-полковника Павла Алексеевича Кабанова, построившего в кратчайший срок стратегическую переправу через Днепр в Киеве. Под прямым руководством ещё двух Героев – соответственно Ивана Петровича Гаркавенко и Василия Фёдоровича Жукова - в музее выполнены две важные композиции. Это макет стальной переправы, ставшей во время войны подлинным символом жизни и деятельности железной дороги. И это кузница, потому что невозможно представить себе железнодорожные войска без постоянной обработки металла в больших масштабах.
Ещё один удивительный человек, проживший, между прочим, ровно сто лет, по какой-то неведомой причине не был удостоен звания Героя. Но его имя стало легендарным. Это Илья Григорьевич Старинов. Участник четырёх войн, офицер, учёный, кандидат технических наук, профессор, педагог, писатель, мемуарист… Событий из его жизни хватило бы на несколько биографий. Раздел, посвящённый ветерану железнодорожных войск И.Г. Старинову, также занимает центральное место в экспозиции музея.
Об остальных достопримечательностях, увиденных нами, можно было бы рассказывать ещё долго. Было принято совместное с сотрудниками музея решение о том, что мы снова придём в гости. А пока директор нашего Музея Дмитрий Валерьевич Шварценберг от себя и всего коллектива экскурсантов оставил в специальной гостевой книге тёплый отзыв. Посещение Музея железнодорожных войск не только интересно с точки зрения расширения кругозора, но и необходимо в свете поисков своей собственной музейной стратегии, что остаётся одной из наших важнейших задач на ближайшее время.
Благодарим Валентину Степановну Кончакову за неоценимую помощь в организации этой экскурсии!
Подготовил: Мержанов Сергей Борисович.